Санкт-Петербург, ул. Мира, 15
ВРЕМЯ НА ЧТЕНИЕ: 10 МИНУТ

Дизайн студия или фрилансер?

Кузнецов Александр
Директор и основатель студии
FISHEYE Architecture & Design
Фрилансеры, как явление в целом, здесь не корень зла...
Добрый день, друзья!

Есть определенное количество людей, которые обращаются в нашу студию за дизайн-проектом и потом рассказывают нам душещипательные истории о былом печальном опыте работы с горе-дизайнерами.

Как самое безобидное - откровенно сворованные и перенесенные в заданные заказчиком квадратные метры дизайн-проекты сторонних студий. Чуть более серьезные вещи - выдача сырых и неадаптированных к воплощению решений в качестве завершенного проекта или отсутствие некоторых его разделов. И уж совсем чудовищные - исчезновение с предоплатами и смена номеров телефона.

Объективно, я понимаю, что проблема НЕ заключается именно во фрилансере, но, почему-то разговоров о свободных дизайнерах в этом ключе гораздо больше. И это очень плохая тенденция, потому как такие деятели своими действиями "марают" профессию дизайнера в целом, подрывают доверие, так сказать.
Бесконечный поток информации, который льется из интернета о том, что вы легко можете стать дизайнером интерьера и зарабатывать миллионы, пройдя пятидневный курс за N рублей, как раз и плодит этих людей. И они, завершив этот курс, резко начинают брать работу, но, в конечном счете, не справившись, вытворяют все эти непотребства.

Теоретически, так может поступить и любая студия в статусе юрлица. Но представьте, усилия, которые прилагает шеф, чтобы собрать команду, сделать студию узнаваемой, наработать клиентов и доверие, отточить схему работы, просто не могут быть поставлены против одного заказа, который он провалит и все его усилия пойдут прахом. Все-таки, это уже другая ответственность и затраченные ресурсы. Я тут не говорю о конторах, которые набирают заказы по дешевке, а затем "кидают" клиента. Систематически. Просто это такой стиль работы.

Не хочу никого обижать, но иногда вольного и дерзкого проектировщика может держать под контролем только лишь его совесть. А это так себе гарантия. Забранный в залог паспорт, например, сработает надежнее… Шучу).

Все же я постараюсь провести сравнение работы студии и фрилансера, как можно более объективно, несмотря на то, что сам являюсь владельцем дизайн-студии и считаю фрилансера классовым конкурентом.
Так кого же выбрать заказчику!?
Поехали разбираться.
Стоимость метра жестко завязана на целом перечне затрат, и двигаться вниз от этой стоимости обычно очень нелегко
Первое: цена

Неоспоримым преимуществом частника является стоимость его работы. Ему не надо оплачивать содержание компании, налоги, платить сотрудникам и тому подобное. Максимум - оплатит безлимит на мобильник да интернет домой побыстрее. Соответственно, и себестоимость квадратного метра дизайна складывается из минимума статей, в основном - степени самооценки. А тут можно и поторговаться, в отличие от студий, где стоимость метра жестко завязана на целом перечне затрат, и двигаться вниз от этой стоимости обычно очень нелегко. Вряд ли получится объяснить сотрудникам, что ты им не доплатишь в этот раз, так как ты дал скидку в полцены, лишь бы взять проект. По крайней мере, придется постараться, и вряд ли это получится. Можно и на драку нарваться.
Сотрудник студии не пропадет с вашей предоплатой месяца на три, а будет трудиться по графику.
Второе: надежность и выполнение обязательств

Однозначно на стороне студии. Объясню: договор заключать надо в любом случае - и с частником, и со студией. Но с компании спрос гораздо более понятно осуществим, да и обширнее, нежели с частного лица. Отсюда и спокойствие, что завтра дизайнер не улетит в Индию с вашей предоплатой, а все же будет трудиться, сохраняя доброе лицо компании с перспективой работы в будущем. И вряд ли сошлется на ретроградный Меркурий и, в связи с чем, отсутствие вдохновения.

А если говорить о совсем занудных вещах, то в случае возникновения спорной ситуации и доведения дела до суда, правозащитники (и всевозможные службы, комитеты и прочие филиалы Ада на земле) процесс начнут на стороне физлица (то есть заказчика), а не компании (дизайн-студии). Такова уж судебная практика в стране. А вот дела подобного рода меж двумя физиками скорее всего уберут на полку. Что уж говорить, если рассматривать в качестве заказчика юридическое лицо, то и ежу понятно - работать будет только с другим юрлицом (то есть студией).
Руководитель, исходя из сложности поставленных заказчиком задач, назначает исполнителя соответствующей квалификации
Третье: квалификация и опыт

Если компания, работающая в сфере дизайна не была открыта "под проект", и настроена на перспективную работу и рост, то наверняка озабочена вопросом компетентности кадров. Руководитель тщательно отбирает сотрудников, тестирует их, а затем, исходя из сложности поставленных заказчиком задач, назначает исполнителя соответствующей квалификации, дабы эти задачи выполнить качественно и в срок.

С фрилансером же ситуация может оказаться сложнее или вовсе тупиковой. Вы также долго ищете, перебираете портфолио, находите того самого (или ту самую), да еще и за смешные деньги. Вы начинаете работу и понимаете, что опыт оставляет желать лучшего, и за красивыми картинками скрыт лишь начитанный интерьерными журналами студент с опытом выполнения дипломной работы. Деваться некуда - скоро новоселье семье обещали. Начинаете трудиться и создавать проект вместе с ним, учиться и учить, и следить за каждым шагом. И все это за свои же деньги. А то еще улетит в Индию.
Рабочую документацию на листах А2 в машине смотреть совсем не удобно. Даже в Q7
Четвертое: сервис

Один мой знакомый говорит: «Не понимаю, зачем платить лишние деньги. Результат будет примерно одинаков». Хочет нанять фрилансера, сэкономив треть цены. При этом водит новехонький флагманский Ауди. Пока не понимает, что встречи пройдут в Кофе-хаузах и рабочую документацию на листах А2 в машине смотреть совсем не удобно. Даже в Q7.

Другими словами, фрилансер дешевле, но не комфортнее. Он точно не будет покупать для вас кофемашину (даже вряд ли будет оплачивать счета в кофейнях) и организовывать удобную переговорную с большим столом. Встретитесь, где придется, в отличие от студии, которая наверняка имеет свою клиентскую зону со всеми вытекающими удобствами.

Если комфорт ведения работы для вас важен - вам в студию. Если не очень, то можно и к фрилансеру.
Студия зачастую строго выполняет работу по отлаженной схеме, в которой продуманы все возможные варианты развития проекта
Пятое и последнее: организация

Дизайн-студия, как любая компания, имеет структуру, в которой каждому сотруднику отводится свое место и свои функции. Отсюда и следствие - каждый человек имеет свою компетенцию и не мечется между задачами. Строго выполняет ее по отлаженной схеме, в которой продуманы все возможные варианты развития проекта. С фрилансером это не так, он вынужден и шить и на дуде играть сам. На самом деле, это не проблема, если он ведет один проект. Но если их четыре, а фрилансер один, что тогда? Верно, он не будет отказываться от пятого.

Правильно выстроенная организация работы студии - это гораздо более эффективный и работоспособный механизм, чем поседевший от стресса за столь короткое время проекта фрилансер.
Наверняка вы скажете, что я необъективен. Но, хотелось бы, чтобы верно истолковать мои многие буквы смог не только человек, пострадавший от действий недобросовестных дизайнеров.

Подведем итоги: