Статья

Дизайн студия или фрилансер?

Кузнецов Александр
Директор и основатель студии Fisheye Architecture & Design
Может быть, фрилансеры, как явление в целом, здесь и не корень зла...
Добрый день, друзья!

В последнее время все больше людей, которые обращаются в нашу студию за дизайн-проектом, рассказывают нам душещипательные истории о былом печальном опыте работы с горе-дизайнерами, в основном - фрилансерами.

Как самое безобидное - откровенно сворованные и перенесенные в заданные заказчиком квадратные метры дизайн-проекты сторонних (в основном, заграничных) студий. Чуть более серьезные вещи - выдача сырых и неадаптированных к воплощению решений в качестве завершенного проекта или отсутствие некоторых его разделов. И уж совсем чудовищные - исчезновение с предоплатами и смена номеров телефона.
К сожалению, современные условия заставляют некоторых поступать подобным образом, но это их никоим образом не оправдывает, и, тем более, не помогает решить функциональные проблемы заказчика, в чем заключена основная функция дизайнера.

Может быть, фрилансеры, как явление в целом, здесь и не корень зла: теоретически, так может поступить и любая студия в статусе юрлица. Но, все же, организационно-правовая форма ООО налагает куда больше ответственности и способов контроля за действиями этой самой студии. А вот вольного юного проектировщика может держать под контролем только лишь его совесть и мотивация (забранный в залог паспорт, например… Шучу). Но, преимущество компании в отношении надежности здесь налицо.

Все же, не хочется обижать коллег-фрилансеров, и я постараюсь провести сравнение работы студии (в смысле, юрлица) и фрилансера (в смысле, частника) как можно более объективно, несмотря на то, что сам являюсь владельцем дизайн-студии и считаю фрилансера классовым конкурентом.
Так кого же выбрать заказчику!?
Поехали разбираться.
Стоимость метра жестко завязана на целом перечне затрат, и двигаться вниз от этой стоимости обычно очень нелегко
Первое: цена

Неоспоримым преимуществом частника является стоимость его работы. Ему не надо оплачивать офисные расходы, платить сотрудникам, платить за уборку, рекламу, световую вывеску, налоги (Боже, упаси!) и тому подобное. Максимум - оплатит безлимит на мобильник да интернет домой побыстрее. Про оснащение и речи не может быть - большинство фрилансеров работают на ноутбуке, а чертежи печатают в копицентрах. Соответственно, и себестоимость квадратного метра дизайна складывается из минимума статей, в основном - степени самооценки. А тут можно и поторговаться, в отличие от студий, где стоимость метра жестко завязана на целом перечне затрат, и двигаться вниз от этой стоимости обычно очень нелегко. Не объяснишь ведь мастеру из сервисной компании, которая обслуживает вашу офисную кофемашину (купленную для того, чтобы угощать отличным кофе клиентов), что ты ему не доплатишь в этот раз, так как последний заказчик сторговал 10% от цены проекта. По крайней мере, придется постараться, и вряд ли получится. Можно и на драку нарваться.
Дизайнер не улетит в Индию с вашей предоплатой месяцев так на шесть, а все же будет трудиться
Второе: надежность и выполнение обязательств

Однозначно на стороне студии. Объясню: договор заключать надо в любом случае - и с частником, и со студией. Но с компании спрос гораздо более понятно осуществим, да и обширнее, нежели с частного лица. Отсюда и спокойствие, что завтра дизайнер не улетит в Индию с вашей предоплатой месяцев так на шесть, а все же будет трудиться, сохраняя доброе лицо компании в расчете получить работу в следующем месяце. Ну, и вряд ли сошлется на Юпитер в зените и, в связи с чем, отсутствие вдохновения.

А если говорить о совсем занудных вещах, то в случае возникновения спорной ситуации и доведения дела до суда, правозащитники (и всевозможные службы, комитеты и прочие филиалы Ада на земле) процесс начнут на стороне физлица (то есть заказчика), а не компании (дизайн-студии). Такова уж наша судебная практика. А вот дела подобного рода меж двумя физиками скорее всего уберут на полку. Что уж говорить, если рассматривать в качестве заказчика юридическое лицо, то и ежу понятно - работать будет только с другим юрлицом (то есть студией).
Руководитель, исходя из сложности поставленных заказчиком задач, назначает исполнителя соответствующей квалификации
Третье: квалификация и опыт

Если компания, работающая в сфере дизайна не была открыта «на полгода, а потом посмотрим», и настроена на перспективную работу и рост, то наверняка озабочена вопросом компетентности кадров. Руководитель, исходя из сложности поставленных заказчиком задач, назначает исполнителя соответствующей квалификации, дабы эти задачи выполнить.

С фрилансером же ситуация может оказаться сложнее или вовсе тупиковой. Вы долго ищете, перебираете портфолио, находите того самого (или ту самую), начинаете работу и понимаете, что опыт оставляет желать лучшего, и за красивыми картинками скрыт лишь начитанный интерьерными журналами студент с опытом выполнения дипломной работы. Деваться некуда - скоро новоселье семье обещали. Начинаете трудиться вместе с ним, учить и следить за каждым шагом. И все это за свои же деньги. А то улетит в Индию. Договор-то никакой был.
Рабочую документацию на листах А2 в машине смотреть совсем не удобно. Даже в Q7
Четвертое: сервис

Один мой знакомый говорит: «Не понимаю, зачем платить лишние деньги, когда их можно не платить. Результат будет примерно одинаков». Хочет нанять фрилансера, сэкономив треть цены. При этом водит новехонький флагманский Ауди. Пока не понимает, что встречи пройдут в Кофе-хаузах и рабочую документацию на листах А2 в машине смотреть совсем не удобно. Даже в Q7.

Другими словами, фрилансер дешевле, но не комфортнее. Он точно не будет покупать для вас кофемашину (даже вряд ли будет оплачивать счета в кофейнях) и организовывать удобную переговорную с большим столом. Встретитесь, где придется, в отличие от студии, которая наверняка имеет свою клиентскую зону со всеми вытекающими удобствами и вниманием. Уж не говоря о рабочих функциях.
Строго выполняет ее по отлаженной схеме, в которой продуманы все возможные варианты развития проекта
Пятое и последнее: организация

Дизайн-студия, как любая компания, имеет структуру, в которой каждому сотруднику отводится свое место и свои функции. Отсюда и следствие - каждый человек имеет свою компетенцию и не мечется между задачами. Строго выполняет ее по отлаженной схеме, в которой продуманы все возможные варианты развития проекта. С фрилансером это не так, он и шьет и жнет и на дуде играет сам. Можно подумать, что одному человеку это проще, нежели десятерым. Сначала - да. Где-то до второй-третьей проблемы. Потом - снежный ком.

Правильно выстроенная организация работы студии - это гораздо более эффективный и работоспособный механизм, чем поседевший за столь короткое время проекта студент «Мухи».
Наверняка вы скажете, что я необъективен. Но, хотелось бы, чтобы верно истолковать мои многие буквы смог не только человек, сам поседевший на предыдущем проекте квартиры с очередным Кулибиным с просторов нашего фриланс-пространства.

Подведем итоги:
Фрилансер:
+ дешево

+ все в одном лице

+ можно давлеть и звонить ночью (договор никакой)

- заказчик подрабатывает дизайнером / менеджером проекта за свои деньги

- встречи в случайных местах

- высока вероятность, что на вас тренируются

- может сбежать
Дизайн-студия:
— дорого

+ уверенность в доведении проекта до конца

+ помощь команды

+ распределение задач

+ удобный офис для встреч

+ руководитель проекта на страже сроков.
Получайте уведомление о новых публикациях